Рулевое управление

Управляемость автомобиля напрямую зависит от конструкции и состояния узлов рулевого управления. Практически все современные автомобили оснащаются гидроусилителем руля. Но не все автолюбители представляют принцип работы гидроусилителя руля.
В связи с этим, когда машину начинает уводить в сторону, основная масса водителей пытается решить проблемы неправильной работы рулевого управления на "сход-развале". Конечно, опытный развальщик может выставить углы установки колес таким образом, что бы они "сопротивлялись" уводу автомобиля в сторону из-за неправильной работы гидроусилителя. Например если неправильно работает золотниковый механизм, то давление в силовом цилиндре при повороте вправо и влево будет разным, а значит и усилие на руле будет разным. Другой пример, при отсутствии усилия на руле (прямолинейное движение автомобиля) рабочая жидкость все равно попадает в цилиндр под давлением по одной магистрали высокого давления, при этом руль, а самое главное и колеса, будет поворачиваться в сторону, при этом машину начинает тянуть.

Бывали случаи, когда на стенде сход-развала (на пятаках) на заведенной машине, при отпущенном руле, колеса поворачивались сами до упора.
В золотниковом механизме (роторный управляющий клапан) совмещены маслопровод подачи и стока. Гидравлическая жидкость перетекает из трубопровода высокого давления в масляный резервуар, не выполняя никакой работы.

Конструкция и принцип функционирования элементов гидроусилителя рулевого управления - схема работы

Принцип действия реечного механизма с гидроусилителем. В корпусе рейки - торсионный стержень, связанный с рулевым валом. При повороте рулевого вала (колеса), стержень, поворачиваясь, перемещает золотник. Золотник приоткрывает отверстия каналов, идущих к силовому цилиндру. Цилиндр передвигает рейку, снижая усилие на руле. При отсутствии усилия на руле, ротор возвращается в исходное положение, а жидкость перепускается обратно в бачок.
1 — Р сдв; 2 — Область высокого давления; 3 — Область низкого давления; 4 — Магистрали высокого давления, соединяющие золотниковый механизм с рабочим цилиндром; 5 — Маслопровод стока; 6 — Маслопровод высокого давления; 7 — Рабочий цилиндр.
Функциональная схема системы гидросусилителя руля

1—Силовой цилиндр; 2—Поршень рулевой рейки; 3—Шток рулевой рейки; 4—Вал ведущей шестерни 5—Трубка А; 6—Трубка В; 7—Роторный управляющий клапан; 8—Рулевой вал; 9—Рулевое колесо; 10—Чувствительный к изменениям давления клапан; 11—Резервуар гидравлической жидкости; 12—Шиберный насос; 13-Редукционный клапан; 14—Шланг В; 15—Клапан регулировки расхода; 16—Двигатель; 17—Насосная сборка; 18—Шланг А.
Работа гидроусилителя рулевого механизма

1 — Поршень; 2 — Шток рейки; 3 — Цилиндр; 4 — Силовой цилиндр; 5 — Вал ведущей шестерни; 6 — Роторный управляющий клапан.

Общая информация

Привод рулевого насоса осуществляется непосредственно от двигателя с помощью ремня. При прямолинейном движении автомобиля чувствительный к изменениям давления клапан-переключатель насосной сборки остается открытым, обеспечивая сброс гидравлической жидкости обратно в резервуар системы гидроусилителя руля.

За счет клапана регулировки расхода давление гидравлической жидкости поддерживается практически постоянным при любых оборотах двигателя. Под регулируемым напором гидравлическая жидкость подается по шлангу А к роторному управляющему клапану.

При поворачивании рулевого колеса соединенный с валом ведущей шестерни роторный клапан открывает гидравлический контур в направлении, соответствующем направлению поворота колес и гидравлическая жидкость по трубке А или В подается в соответствующую (А или В) рабочую камеру.

Поскольку рулевой вал через роторный управляющий клапан механически соединяется с валом ведущей шестерни, потери управления не происходит даже в случае отказа системы гидроусиления.

Конструкция и принцип функционирования рулевого механизма

Основу гидравлической части рулевого механизма составляют объединенные в общую сборку роторный управляющий клапан и силовой цилиндр реечной передачи. Шток рулевой рейки в используемой конструкции играет роль поршня в силовом цилиндре, сквозь роторный клапан проходит вал ведущей шестерни. Рабочие камеры цилиндра и роторного клапана соединены между собой посредством двух гидравлических трубок.
Конструкция роторного управляющего клапана (золотниковый механизм)

1—Торсионный стержень; 2—Муфта; 3-Ротор; 4—Ведущая шестерня; 5—Аварийное зацепление шестерни с ротором.

Схема функционирования роторного клапана при отпущенном рулевом колесе

1—Камера А; 2-Камера В; 3—V1; 4—V2; 5—V3; 6—V4; 7—От рулевого насоса; 8—К А; 9—К В.
Схема подключения рулевого насоса

1—Рулевой насос; 2—Бачок гидравлической жидкости.
Схема функционирования рулевого насоса

1—Бачок ГУР; 2—Редукционный клапан 3—Чувствительный к изменению давления клапан;; 4—Шиберный насос; 5-Клапан управления расходом; 6—Насосная сборка; 7-Рулевой механизм.

Схема функционирования чувствительного к изменению давления клапана при отпущенном рулевом колесе

1-К бачку гидравлической жидкости; 2—Сливной порт открыт; 3-Подаваемая под напором от насоса жидкость (выше); 4-Давление потока жидкости, пропускаемой через клапан управления расходом (ниже).

Схема функционирования чувствительного к изменению давления клапана при вращении рулевого колеса

1—К бачку гидравлической жидкости; 2—Сливной порт открыт; 3—Подаваемая под напором от насоса жидкость (выше); 4—Давление потока жидкости, пропускаемой через клапан управления расходом (ниже).

Принцип функционирования редукционного клапана насоса гидроусилителя руля

1—К бачку ГУР ; 2—Пружина; 3—Контрольный шарик; 4—Клапан закрыт; 5—Давление жидкости, пропускаемой через клапан управления расходом (ниже критического); 6—Клапан открыт; 7—Давление жидкости, пропускаемой через клапан управления расходом (выше критического).
Управляющий клапан состоит из вращающегося вместе с рулевым валом ротора, ведущей шестерней, введенной в зацепление с ротором посредством торсионного стержня и вращающейся вместе с шестерней муфты. Конструкция клапана представлена на рисунке. В роторе и муфте клапанной сборки предусмотрены канавки С и D, образующие проходные каналы с V1 по V4 для потока гидравлической жидкости.

Нарушение исправности функционирования системы гидроусиления (например, в результате обрыва ремня) приводит к отказу повышения гидравлического давления, в результате чего прикладываемый к рулевому колесу крутящий момент начинает механически передаваться от ротора управляющего клапана непосредственно на ведущую шестерню рулевого механизма. Но при этом усилие не руле значительно увеличивается.